ОТ СТАЛИНА ДО ЕЛЬЦИНА  

БП. (борьба противоположностей). С развитием научно-технического прогресса в геометрической прогрессии растет количество видо-товаров, ускоряется период их полной модификации. Разнообразие товаров по видам и по качеству мотивирует покупателя в погоне за рублем (в начальной стадии пока за трудовым). Это ведет, в свою очередь, к разрыву в уровне зарплаты. Запущен процесс регенерации по схеме: товар-зарплата-товар- зарплата и т.д. Этот процесс начинает приобретать самонаправленный характер и его уже невозможно становится сдерживать рамками планирования. Отставание нашей страны в развитии компьютерной техники от реальной потребности, все усложняющего производства выливается в энтропию «бумажной лавины» по обеспечению процессов планирования и контроля. Как следствие, такое «бумаготворчество» привело к увеличению армии чиновников и контролеров.
Эта надстройка, паразитируя, становится потребителем немалой доли производимого продукта. Форма, обеспечивающая технологию планирования, не только не справляется со своими функциями, но и довлеет на само содержание процесса, становится самоцелью. Регламентирующие структуры государства, заорганизованны до абсурда, На этом фоне элементы рыночной свободы обмена товарами представляются привлекательными. Он, начиная с незначительных рыночных «свобод», постепенно пробивают себе дорогу. На определенном этапе половодье видо-товаров и видо-услуг начинают рушить железобетонную плотину планирующих и контролирующих структур. В этих условиях, многочисленный аппарат, который существовал и питался за счет существования этих структур, всячески противодействует становлению рыночных начал, несмотря на то, что он уже не способен адекватно выполнять свои функции. На языке ДМ возникает неустойчивое равновесие, когда активный фактор-план уже перестает превалировать над рынком, а рынок перестает быть пассивным фактором, но он еще неспособен, выйти на позиции фактора активного.
Возникает альтернатива:
- либо необходимо срочно модернизировать государственную планирующую структуру: сместить границы распределения сфер влияния плановых и рыночных структур, провести сплошную компьютеризацию рутинного труда в сфере планирования и контроля и т.д. Найти высшие формы планово-рыночных отношений. На языке ДМ, тогда события смогут развиваться согласно закону перехода количества в качество:
- либо дикий рынок просто сметет все и вся планирующие структуры (то, что мы и получили в последние годы). Будем говорить, что произойдет 1-я катастрофа закона отрицание отрицания.
Однако дикий рынок не способен сохранить от развала весь государственный механизм с его экономикой. Когда на примере столь горького опыта это осознает абсолютное большинство населения (вне зависимости от своей классовой и другой принадлежности) наступит закономерная фаза 2-я катастрофа закона отрицание отрицания. В результате плановое начало вынуждено будет восстановиться в качестве активного фактора, но в новой, более совершенной структуре планово-рыночных отношений.



3.3. Интеграция и централизация управления народным хозяйством.


Интегрированное и централизованное народное хозяйство - это условно. На языке ДМ можно говорить лишь о единой хозяйственной структуре государства, состоящей как из общегосударственных производственных боков, так и отдельных замкнутых и полузамкнутых производственно-потребительских блоков территориального и ведомственного характера. В вопросах управления может идти речь об оптимальном сочетании общегосударственных рычагов и автономных управленческих структур. Но при этом приоритет отдается общегосударственным объединениям и управлению хозяйства из центра.
ЕП. Существование как интегрированных, так и локальных производственных структур наилучшим образом обеспечивают потребности народного хозяйства. На определенной стадии интеграция и централизация народного хозяйства прогрессивна: каждая хозяйственная система, узко специализируясь, использует все преимущества кадрового фактора, природных данных, местных традиций, транспортных возможностей и т.д. В свою очередь исключается необходимость каждому городу, каждому региону создавать полный комплекс малоэффективных мелких производств, для самообеспечения себя всем необходимым. Так же, не обоснованно иметь в каждом регионе свой громоздкий управленческий аппарат.
БП. Данная модель может быть эффективна лишь до определенного времени, так как одновременно с положительными моментами интеграции развиваются и негативные ее тенденции. В народном хозяйстве: в геометрической прогрессии увеличивается грузопоток по всей стране, до тех пор пока не наступит транспортный коллапс («за морем телушка- полушка...»);отсутствие единой компьютерной системы не дает возможности оптимизировать товаро-потоки и товаро-обеспечение регионов. Соответственно происходит наращивание несбалансированности товаро-насыщения в масштабах всей страны: затоваривание в одних регионах, дефицит в других. А также понижение качества и несоответствие номенклатуры поставок; монополизация отдельных отраслей народного хозяйства ведет к ослаблению мотивации совершенствования их продукции, сужает интеллектуальное пространство кадров отрасли, за счет ее узкой специализации; обширность географии поставок усложняет корректировку потребности регионов по количеству и качеству продукции.
В этой ситуации, в целях саморазвития, в регионах и ведомствах начинают возникать мелкие малорентабельные производства. В то же время, они оказываются более гибкими в отношении спроса и предложений. Помогая, тем самым локальным производственным структурам выжить, сами бурно развиваются и становятся узко-рентабельными за счет своего (пока ещё) монопольного положения в данном регионе или отрасли. Именно через них ускоряется модификация средств производства и товаров. В тоже время интегрированные гиганты не успевают за эти процессом. В определенный момент возникает ситуация, когда интегрированные производства уже неспособны, обеспечить страну по номенклатуре товаров и их качеству, т.е. перестают являться активным фактором в народном хозяйстве, а местная промышленность ещё не готова взвалить на себя этот груз. Возникает альтернатива:
- либо необходимо модернизировать, существенным образом, отношения, как интегрированных и локальных производств, так и всю систему управления народным хозяйством. Для этого надо переориентировать разумную часть производств на региональный уровень. Создать единую компьютерную систему для просчета потребностей регионов, в тех поставках, которые останутся в сфере интегрированных производителей, резко ограничив перечень их продукции. Это энергетика, транспорт, машиностроение, металлургия, горная и химическая промышленность и др. В таком случае будем говорить, что события смогут развиваться согласно закону перехода количества в качество;
- либо наступит то время, когда интегрированная система производства и централизованные рычаги управления хозяйством полностью развалится. В ведущих отраслях промышленности в первую очередь проявят себя такие факторы, как недопоставки, неплатежи, транспортные сбои. В результате последует остановка ряда производств, возникнет безработица. Местные и мелкие производства. в погоне за сиюминутной рентабельностью, останутся в стороне от базовых необходимых стране производств. Наступит полный развал народного хозяйства. Будем говорить, что произошла 1-я катастрофа закона отрицание отрицания.
Экстремальная ситуация вынудит общество включить все скрытые резервы государства для выхода из глубочайшего кризиса. Необходимость восстановления ведущих производств, которые смогут «накормить» страну, становится очевидной всему обществу. Это электрическая энергия, энергоносители, металлы, сельхозтехника, транспорт и т.д. В результате фактор интеграции основных базовых производств и централизация управления народным хозяйством восстановит себя в качестве ведомого, активного. Будем говорить, что наступит 2-я катастрофа закона отрицание отрицания. В результате образуется новая более совершенная структура взаимоотношений интегрированных и локальных производственных структур и управление ими



3.4. Социальная защита общества.


На языке ДМ о социальной защите общества следует говорить как о взаимоотношениях двух взаимоисключающих способах распределения продукта: по труду и по необходимости. Коль идет речь о социальной защите, то ставится вопрос о приоритете распределения продукта по необходимости (минимальной потребности). В любом обществе существует необходимость распределять продукт, как по труду, так и по необходимости, в той или другой степени. При этом приоритет, в распределении отданный одной из форм вызывает естественный протест и сопротивление с другой стороны, ввиду ограниченности количества продукта. Борьба этих двух форм распределения может существовать в мягкой или в жесткой форме, вплоть до общественных взрывов.
Для нормального функционирования общества требуется определенную часть продукта распределять по необходимости (хотя бы по самому минимуму). За счет этого государство сможет сохранить свое «здоровье»: обеспечить своим гражданам достаточный уровень интеллекта, культуры и физического здоровья, а также избежать социальных взрывов. С другой стороны распределение по труду стимулирует трудовую и творческую активность общества и является ускорителем в развитии государства.
ЕП. В социалистическом государстве предпочтение отдавалось распределению продукта по необходимости, что обеспечивало высокую социальную защищенность общества. Широкомасштабные программы социальной защиты общества обеспечивали: бесплатное образование и здравоохранение, предельно низкие цены на товары первой необходимости, лекарство, жилье, транспорт. Это гарантировало те минимальные (стартовые) условия каждому члену общества для его подключения к общественно-полезному труду. Одновременно (хотя и в урезанном объеме) реализовался и декларированный принцип социализма «каждому по труду». В урезанном объеме, так как основная часть продукта шла на становление народного хозяйства в исторически слаборазвитой стране и одновременно на ту же социальную программу.
В послевоенное время, подавляющее большинство населения нормально воспринимало такой порядок. Преодоление послевоенных трудностей «всем миром», отсутствие предметов «не первой необходимости» (роскоши), романтика крутого подъема народного хозяйства страны обеспечивали достаточную мотивацию трудовой активности народа. В тот период истории государства культ рубля ещё не был в моде, большинство населения накопительство воспринимало как патологию, как стяжательства. Хорошая зарплата среди трудового люда воспринималась скорее, как форма отражения их способностей и отношения к самому труду и по этому мотивировала труд опосредовано, как мера его трудовых качеств.
БП. Однако, с ростом благосостояния всего общества в обиход поступает все больше товаров «не первой необходимости». Расширение ассортимента таких товаров, с одной стороны стимулировало прогресс производства, а с другой стороны, включало механизм расслоения общества по доходам и по уровню потребления. Рубль, как стимул расширения производства начинает набирать силу. У одной категории населения появляется интерес к совершенствованию своей трудовой деятельности ради хорошего заработка, а через него получения той доли продукта, которая обеспечивала бы им более
комфортабельные условия жизни. Появляется и другая категория людей, также желающих жить более комфортно, но добывающих этот рубль не через труд, а в обход. Мощная социальная защита породила и третью категорию людей, утративших мотивацию к труду и самосовершенствованию. В результате массовыми явлениями стали: леность, пьянство, тунеядство, бракоделие, формализм, учеба «абы на тройку». Тепличные условия под колпаком мощной социальной защиты способствовали развитию этих негативных явлений. Первая и вторая группы населения постепенно меняют свое отношение к формам распределения продукта. При этом большую роль сыграли наши СМИ за счет раздувания негативных примеров третьей группы. «Живой рубль» для них становится важнее опосредованных форм потребления продукта и услуг. Вернемся к рассмотрению динамики развития вопроса социальной защиты на языке ДМ и подведем итог.
ЕП. Две формы распределения продукта определенный период находятся в устойчивом равновесии, где активным фактором является распределение продукта по необходимости, а фонд зарплаты создается по «остаточному принципу» т.е. является пассивным фактором.

БП. Со временем начинает превалировать оплата по труду, при том по труду, который представляет реальную рыночную стоимость. При этом оказываются ущемленными работники бюджетных и нерентабельных сфер (учителя, врачи, научные работники, целые отрасли производства). Увеличение доли оплаты по труду возможно лишь за счет сужения поля социальной защиты. В результате наступит момент неустойчивого равновесия двух форм распределения продукта. Такое состояние, когда рычаги социальной защиты уже не могут обеспечить минимальные условия существования человека, т.е. уже не является активным фактором, а оплата по труду ещё не способна взять на себя все вопросы жизнеобеспечения общества, не используя параллельно каналы социальной защиты. Возникает альтернатива:
- либо государство фундаментально перестраивает всю систему взаимоотношений форм распределения своих ресурсов: создает более гибкие формы оплаты труда, находит способов защиты социальных рычагов от негативных последствий изъянов в своих программах. В этом случае будем говорить, что события будут развиваться по закону перехода количества в качество;
- либо процесс перекачки средств из фондов социальной защиты в каналы оплаты по труду (труду, как эквиваленту рынка) будет продолжаться до тех пор, пока общество, фактически, полностью лишится социальной защиты. Общество, не защищенное социально, есть общество больное, которое не способно развиваться дальше, и обречено на гибель. В таком случае будем говорить, что наступила I-я катастрофа закона отрицание отрицания. Ситуация вынудит государство и общество искать выход из глубокого кризиса через поиск новых, более прогрессивных форм социальной защиты. И неизбежно наступит 2-я катастрофа закона отрицание отрицания.
(Продолжение работы можно прочитать, нажав кнопку "Продолжить")


Продолжить
Главная страница
Мои работы
Фотоальбом
Напишите мне

Сайт создан в системе uCoz